“Пятерки”: маленькая игра с большими выгодами.

 | 

 

Чат для обсуждения:

Открыть чат »



Comments System WIDGET PACK




=

Начнём.

Возьмите в руки кубики. Найти их легко, воспользуйтесь поиском, кликните здесь.  Пластиковые, деревянные, металические, каменные, костяные,  однотонные и разноцветные.

Правила игры возникли с одной стороны спонтанно, с другой – изучал аналоги. Покер на костях, яхтцзы, кирики и прочие варианты. Хотел добиться баланса простоты, играбельности, практической полезности. Поэтому именно пять кубиков,  игровая математика упрощена.

Признаюсь: иногда играю сам с собой. Случайность, долговременная стратегия и тактические решения, всё это отражение реального мира. Без умного железа. Так что количество игроков начинается с одного.

Когда вы выиграли:

  • Количество очков, набранных за пять раундов, больше, чем у вашего противника.
  • Количество выигранных раундов больше, чем у вашего противника.
  • И то, и другое одновременно, это абсолютная победа.

Бывает так, что по очкам выиграл один игрок, а по раундам другой.

За короткое время игры, 7-10 минут на пять раундов, можно реализовывать разные стратегии. Приходится думать мозгом, быстро считать в уме, понимать прикладные аспекты теорвера и вникать в стратегию и компетентность противника. Плюс следить за тем, чтобы он не… в общем, помогать ему считать очки правильно.

Всё как в жизни.

Сначала пример партии один на один, потом правила.

Представьте, что мы с вами за столом, полный цикл партии из пяти раундов занимает 7-10 минут, в основном зависит от скорости счета в уме.

  • Для стандартного варианта партии  берем листок бумаги (визитку с чистой стороной, например) и делим на две области для каждого игрока. Там пишутся результаты (см. на картинках выше-ниже). Каждую половину еще пополам, для первой и второй попытки.
  • Бросаем по одному кубику, чтобы выяснить, кто ходит первым.
    • О, вы первый.
  • Вы первым бросаете пять кубиков и видите: 5, 4, 4, 6, 2. Из перечня играющих комбинаций видим одну: пара 4, 4. Раз пара, тогда складываем значения и удваиваем. Простое правило: сколько костей в комбинации, такой и множитель.
    • Итого на этот момент у вас (4+4)х2=16 очков.
  • В каждом раунде у игрока две попытки получить максимум очков. Не забывайте, что игра идет и по очкам, и по числу раундов. 16 очков в начале игры – негусто, поэтому вы принимаете решение “улучшаться”, это уже устоявшийся термин.
    • Но! Если не улучшитесь выше 16 очков, то откатитесь на 8. Да, именно так, а иначе не придется думать.
  • Можете полностью перебросить все кости, можете оставить пару 4+4 как уже выпавшую. Можете оставить 2, 4, 5, 6 и перебросить одну кость с расчетом на выпадение тройки (вероятность 1/6). И тогда получите большой стрит 2, 3, 4, 5, 6! А это (2+3+4+5+6)х5=100 очков. Много, но и случай маловероятный. Как же быть?
    • Вы решили оставить 4,4 и перебросить остальные. Выпало 1, 4, 6.  В итоге у вас сет, 4, 4, 4, а это (4+4+4)х3=36 очков. Три кости – сумму умножаем на три. Четыре на четыре. Пять – на пять. Очень просто, не так ли?
    • Итого на этот момент у вас  36 очков, записываем их себе в колонку, порядок записи объясню позже.

  • Теперь бросаю я.  У меня 1, 1, 1, 6,6. Фулл хауз. (1+1+1)х3=9, две шестерки это 12х2=24, итого 33.
    • Меня устраивает, улучшаться не буду, так как если не улучшусь, то получу лишь сумму выпавших костей в играющих комбинациях. А это 15 очков.
    • На этот момент у меня 33 очка.
  • Общий счет первого раунда 36:33 || 1:0.
    • Вы ведете.

Первый раунд закончен, вы ведете по очкам и по раундам. Запись оставшихся раундов будет краткой, с комментариями. В реальности всё очень быстро, 1-2 минуты на раунд.

  • Второй раунд, бросаете вы: 1, 2, 3, 5, 6. Упс, вообще никаких игровых комбинаций. Случается чаще, чем можно себе представить. Уровень отката – максимальная кость, в данном случае шестерка. Вы улучшаетесь, перебрасывая все кости, в итоге: 2, 2, 4, 5, 5, это две пары.
    • Итого у вас  (2+2)х2+(5+5)х2=28 очков в раунде плюс 36 из предыдущего.
    • Всего 64 очка.
  • Бросаю я. Между нами разница в 31 очко, это уже корректирует мою стратегию. Выпало 1, 1, 1, 4, 5, 5. Могу улучшиться, но не стану.
    • Итого у меня по раунду 9+20=29.
    • Всего у меня  29+33=62.
    • Я выиграл раунд, 29 больше 28, но всё еще проигрываю по очкам, 62 меньше чем 64.
  • Общий счет второго раунда 64:62 || 1:1. Вы ведете по очкам, а по раундам уже ничья.

Второй раунд закончен, мы почти сравнялись, но так бывает не всегда. Вероятностное распределение исходов выкидывает такие комбинации, что закачаешься.

Важный совет: рассматривайте итоги раундов не как часть локальной пяти-раундовой игры, а как часть длинной последовательности игр. И тогда приходит озарение: “Ого! Если моя базовая стратегия правильна, если я думаю мозгом, считаю цифры и вникаю в соперника, то на длинной дистанции я  выигрываю. Игра всегда больше одной партии”.

  • Третий раунд, бросаете вы: 1, 2, 3, 4, 4. А вот это уже интересно. Вы можете выбрать  пару, 4, 4 (это 16 очков), а можете увидеть, что у вас малый стрит – 1, 2, 3, 4, дающий (1+2+3+4)х4=40 очков.  Будете улучшаться с вероятностью 1/6 до большого стрита?
    • Допустим, оставляете 40 как итог по раунду.
    • Всего у вас 64+40=104.
  • Бросаю я. 2, 2, 4, 5, 6. Не нравится, оставлю 5, 6 на столе, переброшу остальное, ниже плинтуса из дух двоек упасть сложно. Тем более третий раунд, а у соперника 40 очков. После улучшения: 5, 6 на столе плюс 1, 2, 6. Мда, не повезло.
    • Итого у меня по раунду (6+6)х2=24.
    • Всего у меня 62+24=86.
    • Я проиграл раунд.
  • Общий счет второго раунда 104:86 || 2:1. Осталось всего два раунда, вы впереди на 18 очков плюс на один раунд.

Третий раунд закончен. Далее  у соперников могут быть разные стратегии. Удержание преимущества, наращивание преимущества, резкое повышение уровня риска отстающим и так далее. Играйте, вникайте. Упростим дальнейший рассказ.

  • Четвертый раунд.
    • У вас 20 (124)
    • У меня 38 (124)
    • Ничья по очкам, ничья по раундам: 124:124 || 2:2.

  • Пятый раунд.
    • У вас 48 (172).
    • У меня…

А давайте на этом моменте закончим наш разбор. Пусть останется загадкой, чем завершилась партия. Бросьте кости за меня в этой ситуации и посмотрите, что получилось.

В игре вы увидите, почему опускать руки в ситуации всёпропало-всёпропало математически не правильно. Если у вас верная стратегия, то нужно помнить: игра всегда больше одной партии.

Теперь кратко правила.

Условие победы в партии: набрать или больше очков, или выиграть больше раундов, или всё одновременно.

  • Играющие комбинации:
    • Пара: 2, 2. (2+2)*2=8.
    • Сет: 2, 2, 2. (2+2+2)*3=18.
    • Каре: 2, 2, 2, 2. (2+2+2+2)*4=32.
    • Пятёрка!: 2, 2, 2, 2, 2. (2+2+2+2+2)*5=50.
    • Фулл хауз: 2, 2, 2, 4, 4. (2+2+2)*3+(4+4)*2=18+16=34.
    • Малый стрит, четыре кости подряд: 3, 4, 5, 6. (3+4+5+6)*4=72.
    • Большой стрит, пять костей подряд: 2, 3, 4, 5, 6. (2+3+4+5+6)*5=100.
    • Комбинация 1, 2, 3, 5, 6 дает игроку 6 (шесть) очков.
  • Игра начинается определением первого игрока бросанием одной кости. У кого больше – тот начинает, далее по часовой стрелке.
  • Пять раундов (и больше по желанию, нечетное количество).
  • Игрок делает первую попытку набрать максимальное (или желаемое) количество очков бросанием пяти костей. Если выпавшая комбинация его устраивает, то записывается результат и ход переходит к другому игроку.
  • Следующий игрок делает первую попытку и если решит улучшить результат, то может сделать любой переброс.
    • Все кости.
    • Оставить комбинацию на столе и попытаться ее улучшить броском оставшихся костей.
    • Важно: если улучшение не удается, то в счёт игрока идет простая сумма выпавших костей первой играющей комбинации (первой попытки).
  • Результаты раундов суммируются, очки записываются нарастающим итогом.
  • Кроме этого отмечаются отдельные победы по раундам без учета очков.
    • То есть, можно выиграть по очкам 156: 90, но проиграть по раундам 2:3.
  • При игре трёх и более участников удобно для быстроты бросать кости одновременно, если имеются в наличии.
  • Встряхивание и выбрасывание костей должно быть явным образом гарантирующим случайность исхода.

Быстрая версия игры.

  • Считаем только раунды, очки партии не суммируем.
  • Допустим, вы в кафе. Возьмите визитку заведения и две зубочистки.
  • Каждый выигрыш – шаг-отверстие вперед.
  • Игра очень быстрая, легко играется и 5, и 25 раундов.
  • Хорошо видно, как дрейфует “удача” от игрока к игроку на длинной дистанции.

С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий Литвак.