|
Чат для обсуждения:
Начнём.
Возьмите в руки кубики. Найти их легко, воспользуйтесь поиском, кликните здесь. Пластиковые, деревянные, металические, каменные, костяные, однотонные и разноцветные.
Правила игры возникли с одной стороны спонтанно, с другой – изучал аналоги. Покер на костях, яхтцзы, кирики и прочие варианты. Хотел добиться баланса простоты, играбельности, практической полезности. Поэтому именно пять кубиков, игровая математика упрощена.
Признаюсь: иногда играю сам с собой. Случайность, долговременная стратегия и тактические решения, всё это отражение реального мира. Без умного железа. Так что количество игроков начинается с одного.
Когда вы выиграли:
- Количество очков, набранных за пять раундов, больше, чем у вашего противника.
- Количество выигранных раундов больше, чем у вашего противника.
- И то, и другое одновременно, это абсолютная победа.
Бывает так, что по очкам выиграл один игрок, а по раундам другой.
За короткое время игры, 7-10 минут на пять раундов, можно реализовывать разные стратегии. Приходится думать мозгом, быстро считать в уме, понимать прикладные аспекты теорвера и вникать в стратегию и компетентность противника. Плюс следить за тем, чтобы он не… в общем, помогать ему считать очки правильно.
Всё как в жизни.
Сначала пример партии один на один, потом правила.
Представьте, что мы с вами за столом, полный цикл партии из пяти раундов занимает 7-10 минут, в основном зависит от скорости счета в уме.
- Для стандартного варианта партии берем листок бумаги (визитку с чистой стороной, например) и делим на две области для каждого игрока. Там пишутся результаты (см. на картинках выше-ниже). Каждую половину еще пополам, для первой и второй попытки.
- Бросаем по одному кубику, чтобы выяснить, кто ходит первым.
- О, вы первый.
- Вы первым бросаете пять кубиков и видите: 5, 4, 4, 6, 2. Из перечня играющих комбинаций видим одну: пара 4, 4. Раз пара, тогда складываем значения и удваиваем. Простое правило: сколько костей в комбинации, такой и множитель.
- Итого на этот момент у вас (4+4)х2=16 очков.
- В каждом раунде у игрока две попытки получить максимум очков. Не забывайте, что игра идет и по очкам, и по числу раундов. 16 очков в начале игры – негусто, поэтому вы принимаете решение “улучшаться”, это уже устоявшийся термин.
- Но! Если не улучшитесь выше 16 очков, то откатитесь на 8. Да, именно так, а иначе не придется думать.
- Можете полностью перебросить все кости, можете оставить пару 4+4 как уже выпавшую. Можете оставить 2, 4, 5, 6 и перебросить одну кость с расчетом на выпадение тройки (вероятность 1/6). И тогда получите большой стрит 2, 3, 4, 5, 6! А это (2+3+4+5+6)х5=100 очков. Много, но и случай маловероятный. Как же быть?
- Вы решили оставить 4,4 и перебросить остальные. Выпало 1, 4, 6. В итоге у вас сет, 4, 4, 4, а это (4+4+4)х3=36 очков. Три кости – сумму умножаем на три. Четыре на четыре. Пять – на пять. Очень просто, не так ли?
- Итого на этот момент у вас 36 очков, записываем их себе в колонку, порядок записи объясню позже.
- Теперь бросаю я. У меня 1, 1, 1, 6,6. Фулл хауз. (1+1+1)х3=9, две шестерки это 12х2=24, итого 33.
- Меня устраивает, улучшаться не буду, так как если не улучшусь, то получу лишь сумму выпавших костей в играющих комбинациях. А это 15 очков.
- На этот момент у меня 33 очка.
- Общий счет первого раунда 36:33 || 1:0.
- Вы ведете.
Первый раунд закончен, вы ведете по очкам и по раундам. Запись оставшихся раундов будет краткой, с комментариями. В реальности всё очень быстро, 1-2 минуты на раунд.
- Второй раунд, бросаете вы: 1, 2, 3, 5, 6. Упс, вообще никаких игровых комбинаций. Случается чаще, чем можно себе представить. Уровень отката – максимальная кость, в данном случае шестерка. Вы улучшаетесь, перебрасывая все кости, в итоге: 2, 2, 4, 5, 5, это две пары.
- Итого у вас (2+2)х2+(5+5)х2=28 очков в раунде плюс 36 из предыдущего.
- Всего 64 очка.
- Бросаю я. Между нами разница в 31 очко, это уже корректирует мою стратегию. Выпало 1, 1, 1, 4, 5, 5. Могу улучшиться, но не стану.
- Итого у меня по раунду 9+20=29.
- Всего у меня 29+33=62.
- Я выиграл раунд, 29 больше 28, но всё еще проигрываю по очкам, 62 меньше чем 64.
- Общий счет второго раунда 64:62 || 1:1. Вы ведете по очкам, а по раундам уже ничья.
Второй раунд закончен, мы почти сравнялись, но так бывает не всегда. Вероятностное распределение исходов выкидывает такие комбинации, что закачаешься.
Важный совет: рассматривайте итоги раундов не как часть локальной пяти-раундовой игры, а как часть длинной последовательности игр. И тогда приходит озарение: “Ого! Если моя базовая стратегия правильна, если я думаю мозгом, считаю цифры и вникаю в соперника, то на длинной дистанции я выигрываю. Игра всегда больше одной партии”.
- Третий раунд, бросаете вы: 1, 2, 3, 4, 4. А вот это уже интересно. Вы можете выбрать пару, 4, 4 (это 16 очков), а можете увидеть, что у вас малый стрит – 1, 2, 3, 4, дающий (1+2+3+4)х4=40 очков. Будете улучшаться с вероятностью 1/6 до большого стрита?
- Допустим, оставляете 40 как итог по раунду.
- Всего у вас 64+40=104.
- Бросаю я. 2, 2, 4, 5, 6. Не нравится, оставлю 5, 6 на столе, переброшу остальное, ниже плинтуса из дух двоек упасть сложно. Тем более третий раунд, а у соперника 40 очков. После улучшения: 5, 6 на столе плюс 1, 2, 6. Мда, не повезло.
- Итого у меня по раунду (6+6)х2=24.
- Всего у меня 62+24=86.
- Я проиграл раунд.
- Общий счет второго раунда 104:86 || 2:1. Осталось всего два раунда, вы впереди на 18 очков плюс на один раунд.
Третий раунд закончен. Далее у соперников могут быть разные стратегии. Удержание преимущества, наращивание преимущества, резкое повышение уровня риска отстающим и так далее. Играйте, вникайте. Упростим дальнейший рассказ.
- Четвертый раунд.
- У вас 20 (124)
- У меня 38 (124)
- Ничья по очкам, ничья по раундам: 124:124 || 2:2.
- Пятый раунд.
- У вас 48 (172).
- У меня…
А давайте на этом моменте закончим наш разбор. Пусть останется загадкой, чем завершилась партия. Бросьте кости за меня в этой ситуации и посмотрите, что получилось.
В игре вы увидите, почему опускать руки в ситуации всёпропало-всёпропало математически не правильно. Если у вас верная стратегия, то нужно помнить: игра всегда больше одной партии.
Теперь кратко правила.
Условие победы в партии: набрать или больше очков, или выиграть больше раундов, или всё одновременно.
- Играющие комбинации:
- Пара: 2, 2. (2+2)*2=8.
- Сет: 2, 2, 2. (2+2+2)*3=18.
- Каре: 2, 2, 2, 2. (2+2+2+2)*4=32.
- Пятёрка!: 2, 2, 2, 2, 2. (2+2+2+2+2)*5=50.
- Фулл хауз: 2, 2, 2, 4, 4. (2+2+2)*3+(4+4)*2=18+16=34.
- Малый стрит, четыре кости подряд: 3, 4, 5, 6. (3+4+5+6)*4=72.
- Большой стрит, пять костей подряд: 2, 3, 4, 5, 6. (2+3+4+5+6)*5=100.
- Комбинация 1, 2, 3, 5, 6 дает игроку 6 (шесть) очков.
- Игра начинается определением первого игрока бросанием одной кости. У кого больше – тот начинает, далее по часовой стрелке.
- Пять раундов (и больше по желанию, нечетное количество).
- Игрок делает первую попытку набрать максимальное (или желаемое) количество очков бросанием пяти костей. Если выпавшая комбинация его устраивает, то записывается результат и ход переходит к другому игроку.
- Следующий игрок делает первую попытку и если решит улучшить результат, то может сделать любой переброс.
- Все кости.
- Оставить комбинацию на столе и попытаться ее улучшить броском оставшихся костей.
- Важно: если улучшение не удается, то в счёт игрока идет простая сумма выпавших костей первой играющей комбинации (первой попытки).
- Результаты раундов суммируются, очки записываются нарастающим итогом.
- Кроме этого отмечаются отдельные победы по раундам без учета очков.
- То есть, можно выиграть по очкам 156: 90, но проиграть по раундам 2:3.
- При игре трёх и более участников удобно для быстроты бросать кости одновременно, если имеются в наличии.
- Встряхивание и выбрасывание костей должно быть явным образом гарантирующим случайность исхода.
Быстрая версия игры.
- Считаем только раунды, очки партии не суммируем.
- Допустим, вы в кафе. Возьмите визитку заведения и две зубочистки.
- Каждый выигрыш – шаг-отверстие вперед.
- Игра очень быстрая, легко играется и 5, и 25 раундов.
- Хорошо видно, как дрейфует “удача” от игрока к игроку на длинной дистанции.
С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий Литвак.