Знаете, что такое Трехлинейка Литвака? Нет, эта трехлинейка не имеет отношения к знаменитой “мосинке”. Трехлинейка Литвака – это такой принцип. Все просто: используемые мной техники самоменеджмента имеют тройное дублирование. То есть, каждый метод реализуется тремя способами. Эти способы можно условно расположить на трех линиях:
Умное железо —Х—Х—О—О—О—Х—Х—
Умные предметы —О—О—Х—О—Х—О—О—
Умный мозг —О—О—О—Х—О—О—О—
Исходя из текущих потребностей, я всегда могу реализовать ту или иную задачу тем или иным способом. Мне очень нравится работа со списком задач на коммуникаторе, однако если по какой-то причине умная железка недоступна – я легко перескочу на бумажное расписание, то бишь на линию умных предметов. А можно перейти на третью линию, и отказаться от бумаги, используя специальные техники запоминания больших объемов данных. Держать в памяти сотню задач – это просто. Вот об этом-то я и хочу сегодня поговорить.
В моей системе довольно широко используются возможности мозга по запоминанию. Думаю, не ошибусь, если скажу, что время, потраченное на освоение техник работы с памятью, было одной из самых ценных инвестиций в себя.
Иногда я делаю такой трюк, когда заходит речь о памяти. Сначала я прошу человека написать на листе бумаги 15-20 различных чисел. Затем прошу пронумеровать эти числа в произвольном порядке. Получается что-то типа этого:
1.23 4.54 3.11 14.97 7.34 13.23 15.17 2.82 16.44 6.72 8.33 9.51 5.29 11.88 18.61 12.49 17.12 10.72
Если дело происходит в офисе, то скорее всего есть разноцветные маркеры, поэтому можно добавить в процесс веселья – предложить раскрасить пары чисел разными цветами. Сколько вам потребуется времени, чтобы запомнить все эти цифры и цвета? Мне – где-то минута-полторы. После чего вы говорите число – я его номер, вы – номер, я – число и цвет, а можно сделать выборку только зеленых, или только четных, или заканчивающихся на единицу. Вот это и есть то, что я называю “умным мозгом”. Я конспективно записываю в память читаемые книги, спонтанно пришедшие в голову идеи, когда нет возможности зафиксировать их на бумаге или в коммуникатор. В память можно записать что угодно в любых объемах. Если вы владеете методом. Подробнее об используемой мной технологии можете прочитать в книге В.Козаренко “Учебник мнемотехники” – http://mnemotexnika.narod.ru/uchebnik.htm
Кстати, зашел на сайт, и увидел, что открыт набор в заочную учебную группу, стартующую 15 сентября. Включайтесь в процесс, не пожалеете, оно того стоит.
В следующем выпуске рассылки я расскажу о пинчётках как примере связки умных вещей с умным мозгом, а пока можем поставить небольшой эксперимент, чтобы вы убедились, что у вас феноменальная память. Сделаем простое упражнение.
Возьмите десяток-другой разных небольших предметов. Предметы должны быть именно разными, то есть дюжина визиток различных людей – не подойдет. Например: скрепка, ручка, маркер, зажигалка, визитка и так далее. Если вы дома – подойдут вилка, ложка, нож, яблоко, конфета, прищепка, зубная щетка, монетка – собирайте всё, что на глаза попадется. Собрав двадцать предметов запишите их перечень. А затем положите двадцать предметов в двадцать разных мест.
Ну как, сможете вспомнить, где что находится? Запросто, если сделаете всё правильно. А правильно – это вот как. Когда вы кладете ложку на книжную полку, то посмотрите на нее 5-6 секунд. Считать секунды смысла не имеет, просто сделайте два цикла дыхания, это как раз столько времени и занимает. Не говорите себе – “Ложка на полке”. Просто молча смотрите на ложку и место, где она лежит. Всё, через 6 секунд информация записана в память. Затем вызовите из памяти только что запомненную картинку и посмотрите на нее в своем воображении, на большом внутреннем экране. Картинка должна быть большой. Даже когда вы кладете монетку на полочку в холодильник, монетку и полочку нужно видеть большими. Даю ориентир размера: поскольку вы сейчас читаете этот текст на экране монитора, то размер монитора недостаточен для работы с образами. Нужно раза в два-три больше, не стесняйтесь, внутренний монитор бесплатен.
Итак, берем конфетку, кладем на подоконник, смотрим на нее два цикла дыхания, после чего видим эту же картинку на большом внутреннем экране. Берем авторучку, кладем в туфель, смотрим, дышим два раза, представляем на большом внутреннем экране. И так далее.
После того, как всё разложили, берите список. Считать информацию из памяти просто: нужно лишь представить нужный предмет, а вы тут же на том самом внутреннем экране увидите, где он лежит. Количество предметов, которые вы запомните таким образом, ограничено только свободным временем. В принципе, можно обойтись без записывания списка на бумагу, и сходу записать последовательность предметов в память. Здесь написано, как это можно сделать:
mnemotexnika.narod.ru/so_f.htm
И еще один пример использования навыка мнемотехники. Был у меня когда-то сотрудник, разработчик софта. Великолепный алгоритмист, вот только барадак у него был вечный, особенно в портфеле. А портфель был классный, огромное количество отделений и кармашков, любят программисты такие чемоданчики. Всё свое ношу с собой, вот только где что лежит не помню.
Сколько раз видел его у входа в офис, шарящимся по кармашкам в поисках пропуска. А чтобы пропуск взять в одном и том же месте, что удобно, нужно его в это место постоянно класть. И шнурочки-проводочки – тоже, как и массу вещей, назначение которых мне было вообще неизвестно.
15 минут делов – и в память человека были записаны визуальные картинки того, где что у него находится. Если паспорт лежит в кармашке на молнии, то смотрим на паспорт, выглядывающий из кармашка, записываем в память. Закрепляем информацию просмотром внутреннего кино, и вся недолга.